» » Создание музыки при помощи компьютерных программ
Создание музыки при помощи компьютерных программ


Данная статья написана для тех, кто прежде не имел дела с компьютерными программами для создания и обработки музыки, хочет попробовать свои силы, но не знает, что для этого нужно, с чего начать, где искать информацию по теме и т. д.

Хотелось ли вам когда-то писать свою музыку? Бывало ли, что вы слушаете очередной хит, но что-то в нем не так, чего-то не хватает, что-то мешает, и возникают мысли: «Я бы сделал по-другому»? Бывает ли так, что вы напеваете какую-то мелодию и представляете, какая бы классная могла получиться из этого песня? Мечтали ли вы собрать с друзьями свою музыкальную группу или стать композитором? У меня для вас новость – современные технологии позволяют вам это сделать!

В это сложно поверить, но сегодня для создания музыки нам достаточно иметь под рукой всего-навсего ноутбук. Прошли те времена, когда музыкантам требовалось профессиональное оборудование, инструменты, специальные комнаты для звукозаписи или дорогостоящие студии. Теперь, используя обычный компьютер и специальные программы, можно получить звук, который рядовой слушатель вряд ли отличит от коммерческой записи. Безусловно, для создания безупречного шедевра как в техническом, так и в творческом плане, понадобится немало времени, сил и вдохновения, но все же сейчас это как никогда прежде реально и доступно каждому.

Начало

Итак, что нам нужно для того, чтобы начать творить? Обычный компьютер или ноутбук. Старого слабого компьютера может быть недостаточно для сложных композиций с десятками виртуальных инструментов и эффектов, но для написания первой мелодии новичку этого точно хватит.

Программа для создания музыки – так называемый хост, секвенсор (от английского sequence – последовательность, программа для записи и воспроизведения последовательности партий для тех или иных музыкальных инструментов). Знание английского языка не обязательно, но приветствуется – так как большая часть программ до сих пор выходит преимущественно на английском языке, да и многие русские термины основываются на англоязычном оригинале. Впрочем, найти какую-то программу на русском или запомнить пару коротких английских слов не составит труда.

Нужно ли музыкальное образование, знание нотной грамоты и т. п.? Лишним не будет, но это не обязательно, современные программы позволяют обходиться и без знания теории музыки.

Внешняя звуковая карта, midi-клавиатура, микрофон и тому подобное – не нужны. То есть кому-то, конечно, нужны, профессионалам, например, но уж кто-кто может обойтись без подобных штук, так это новичок, которому хочется лишь попробовать свои силы в этой сфере, и ни к чему тратить деньги, покупая дополнительное оборудование.

Программы

Сегодня существует огромное множество программ для создания, обработки музыки, диджеинга. Если вы зайдете на любой тематический форум, то увидите бесконечные ветки споров, в которых «мастера» обсуждают, чем одна программа лучше другой, перечисляют функции, фишки, множество малопонятных новичку терминов. Но истина заключается в том, что нет одной единственной универсальной программы, подходящей абсолютно всем. Тут задача каждого – подобрать именно ту программу, в которой ему удобней всего работать, изучить ее и творить. Человек, который работает в одной программе, но знает ее как свои пять пальцев, сможет сделать гораздо больше, чем человек, который каждую неделю берется изучать новую, «более крутую» версию. Так или иначе, с чего-то нужно начинать, потому предлагаю взглянуть на 2 лучших (по моему мнению) программ для новичка.

Image Line Fl Studio – программа, обладающая всеми необходимыми инструментами и функциями для написания музыки, подходит не только новичку, но и профессионалу. Наверняка вы уже встречали это название во многих статьях и на форумах, ведь программа – одна из лучших, и очень многие начинали именно с нее.

Acoustica Mixcraft – более простая, чем предыдущая. Не обладает всеми прелестями и новшествами современных аудиоредакторов, потому вряд ли подойдет профессионалу, но в силу своей простоты может понравиться многим новичкам.

Оба эти варианта доступны в виде бесплатных демо-версий на официальных сайтах.

Из чего состоит музыка?

Прежде чем перейти непосредственно к примеру, следует уточнить некоторые термины.

MIDI track – говоря простыми словами, это файл, в который записываются такие события, как нажатия клавиш на музыкальной клавиатуре, переключения параметров в инструментах и тому подобное. В музыкальном редакторе создается миди-дорожка, в нее записывают ноты, которые будет играть (воспроизводить) виртуальный инструмент. Кстати говоря, эти ноты можно распечатать и отдать настоящему музыканту, чтобы он сыграл по ним вашу мелодию.

Выглядит миди-дорожка в редакторе приблизительно так:

(пример из Fl Studio)

Sample (Сэмпл) – обычный звуковой файл. Как правило, под этим подразумевают файл, который содержит не целую песню, а ее фрагмент, партию инструмента, запись голоса, какой-либо звук и пр.

Loop (Луп) – (от англ. «петля») – тот же сэпмл, короткий зацикленный фрагмент, который можно воспроизводить снова и снова, и это будет звучать целостно. Чаще всего, говоря «луп», подразумевают готовый звуковой файл (привычный нам mp3, например), хотя иногда так называют и короткие миди-файлы. Выглядят лупы вот так:

(пример из Mixcraft 5)

Pattern – так называют фрагмент песни, который может содержать и лупы, и миди-дорожки внутри себя. Это своеобразный контейнер для любых музыкальных элементов, которые будут присутствовать в песне. Можно создать паттерн для каждого из куплетов песни, припева, вступления или для отдельных партий инструментов. Например, паттерн для синтезаторов, которые звучат в припеве. Реально также написать всю песню в одном паттерне, если вам так угодно. Выглядят паттерны вот так:

(пример из Fl Studio)

Цветные прямоугольники с названиями – это и есть паттерны. Как видно на картинке, присутствуют паттерны и с миди файлами (V21, V22, Break), и с сэмплами (HW Drum OH):

Плейлист. Думаю, из названия понятно, что это – пространство, в котором мы располагаем наши лупы, сэмплы, паттерны, то есть все элементы нашей песни должны находиться в плейлисте именно в такой последовательности, в какой они должны воспроизводиться. В большинстве программ элементы можно располагать не только один за другим (для последовательного воспроизведения), а также и один над другим, в отдельных дорожках (для одновременного воспроизведения нескольких элементов).

VST эффекты* – эффекты, которые накладываются на звуковые дорожки. Например, эффект эхо – будто звук играет в огромной комнате, на стадионе, в церкви и т. п. Эквалайзер нужен для того, чтобы изменить характеристики звука, компрессор – чтобы управлять динамикой (уменьшить перепады между очень громкими и тихими звуками) и т. п.

VSTi – виртуальный инструмент**. Одним из основных источников звука в подобных программах являются виртуальные музыкальные инструменты. Они делятся на две категории, синтезаторы, которые создают звук в реальном времени на основе математических алгоритмов, заложенных в них, и инструменты, основанные на воспроизведении сэмплов. Например, гитара Musiclab RealLPC: в студии разработчиков были записаны звуки каждой отдельной ноты гитары, шум от касания струн, аккорды и пр. Когда мы воспроизводим миди-дорожки, то слышим те самые звуковые фрагменты живой игры профессионального гитариста в студии. Каждая нота в миди-дорожке воспроизводит звук соответствующей струны на гитаре, а указанная сила нажатия (velocity) позволяет воспроизводить те или иные ноты более громко или тихо, а также переключаться между приемами игры (если это предусмотрено инструментом). Некоторые инструменты объединяют в себе оба метода создания звука (сэмплы и синтез), например, Spectrasonics Trilian.

Это важно знать тем, кто в своем творчестве планирует использовать не только стандартные, но и сторонние виртуальные инструменты, так как при выборе таковых следует учитывать, что синтезаторы почти всегда занимают мало места на жестком диске, обычно не более 120 Мб, тогда как инструмент, основанный на сэмплах, в среднем занимает от 2 Гб до 30 Гб. И хоть есть неплохие инструменты меньшего размера, в большинстве случаев именно самые крупные обладают наилучшим качеством.

*VST – это не единственный, но наиболее популярный формат звуковых эффектов.

**VSTi – это наиболее популярный формат виртуальных инструментов, но также существуют и другие.

Практика

Что ж, все основные термины вам уже известны. Безусловно, существует еще много мелких нюансов, но перегружать ими вас не стану. Теперь, зная кое-какие основы, можно попробовать сделать какую-нибудь простую мелодию.

Я опишу процесс создания простой мелодии в Mixcraft 6 (на момент написания статьи эта версия является актуальной). В Fl Studio процесс практически ничем не отличается, кроме того, что программа на английском, а многие функции спрятаны глубже в интерфейс. Потому Mixcraft – это оптимальный вариант для новичков: все функции на поверхности, нет никаких сложных нагроможденных меню, все наглядно и просто воспринимается.

Приступим

Вероятно, после запуска программы у вас откроется стандартный проект, призванный продемонстрировать ее возможности. Можете потыкать разные кнопочки, посмотреть, что как устроено, наглядный пример готовой песни. Когда насмотритесь, нажмите Файл – Новый проект и выберите вариант «Под виртуальные инструменты» (собственно, тут присутствуют 3 варианта, каждый из которых доступно описан).

Пора создать первый паттерн. Для начала выберем нужный инструмент. В своем примере я выберу барабанную установку, дабы задать ритм будущей мелодии:

Все дорожки с инструментами в данной программе представлены горизонтальными полосами (как видно на картинке). Те дорожки, в левой части которых есть иконка пианино (отмечено цифрой 1), – для виртуальных инструментов, они состоят из паттернов, которые, в свою очередь, являют собой миди-фрагменты. Дорожки без такой иконки предназначены для сэмплов и лупов (то есть туда можно перетянуть и обычную мп3 песню). Если мы нажмем на кнопку выбора инструмента (1), то в появившемся окне нужно выбрать категорию (2) и собственно сам инструмент (3). Кнопки «Выключить» и «Соло» нужны для того, чтобы отключить определенную дорожку либо выключить все остальные, чтобы прослушать только выбранную. Также многих порадует кнопка «Клавиатура» (4) – нажимая на буквы обычной компьютерной клавиатуры, мы слышим ноты выбранного инструмента, можно немного поиграть.

Дважды щелкаем в пустом месте первой дорожки и создаем паттерн:

1. Паттерн в плейлисте. Его можно копировать бесконечно много раз в пределах одной горизонтальной дорожки, но если переместить его на другую дорожку, то и все ноты, записанные в паттерне, будут воспроизводиться другим инструментом. Это нормально, если вы хотите, чтобы одни и те же ноты одновременно игрались на пианино и гитаре, например. Однако если вы попробуете воспроизвести ноты от пианино барабанной установкой, то получится нечто невразумительное, хаотичное. Аналогичным образом не стоит воспроизводить партии ударных с помощью пианино и другого мелодичного инструмента.

2. Транспорт. Во всяком случае, именно так называют эти элементы управления во многих программах. Полагаю, о предназначении этих кнопок вопросов возникнуть не должно, они здесь играют такую же роль, как и в любом музыкальном плеере. Красная кнопка нужна для записи, игры на виртуальном инструменте с помощью клавиатуры либо записи с микрофона и/или линейного входа, если у вас есть что туда подключить.

3. Инструменты для редактирования нот – нужны для создания миди-дорожек. Стрелочкой их можно выделять (как, например, значки на рабочем столе), перемещать, а также менять размер (то есть длину звучания ноты), потянув за край. Карандашом рисовать, а ластиком удалять ноты.

4. Поле для нот – именно здесь и нужно рисовать вышеописанным карандашом, просто попробуйте нарисовать несколько нот и нажать Пробел (Плей). Вы услышите, как воспроизводятся написанные вами ноты. Теперь можно на слух нарисовать несколько нот, попробовать сделать какую-то мелодию или ритм (если речь идет о барабанной установке). Это самая интересная часть для начинающего композитора, просто попробуйте, и сами все поймете.

5. Привязка по сетке. Учитывая, что идеально под ритм нарисовать ноты на глаз вряд ли у кого-то получится, в этой и многих других программах предусмотрена привязка по сетке, выберите любой интервал (вы сразу же поймете интервал привязки по вертикальным линиям в поле для нот). После этого рисовать ноты в заданном ритме будет намного проще.

Я нарисовал несколько нот для ударной установки и повторил паттерн в плейлисте 4 раза (просто взял за правый край и потянул). В данном случае паттерн являет собой луп.

1 – Зацикленный паттерн.
2 – Ноты, привязанные к сетке.
3 – Названия разных элементов ударной установки (подобное есть не в каждом инструменте).
4 – Velocity. В данном случае чем выше полоса, тем сильней, т. е. громче звучит конкретная нота. Вообще, являет собой запись события – насколько сильно/резко нажата клавиша на миди-клавиатуре (пианино, орган и т. п.).

Теперь точно таким же образом я добавлю небольшой паттерн мелодии, в качестве инструмента – пианино, ноты написаны на слух (методом тыка, лучше не описать):

И вот теперь уже получается ритм + мелодия, некое подобие песни! С этого все и начинается. Теперь можно добавить пару лупов, благо в Mixcraft есть встроенная библиотека лупов под самые разные жанры музыки. Библиотека находится в соответствующей вкладке нижнего меню.

Чтобы прослушать какой-то элемент, нужно нажать кнопку «Плей» (зеленый треугольник возле названия звука). Чтобы добавить луп в плейлист, нужно нажать плюсик либо просто перетащить название лупа в нужное место.

Если вам трудно подбирать ноты в мелодии на слух, вы можете использовать готовые фрагменты из стандартной библиотеки лупов либо скачать из Интернета любую другую библиотеку лупов и сэмплов – существуют целые подборки сэмплов по жанрам. Следует добавить, что сэмплами пользуются очень многие известные исполнители. Например, всемирно известный хит Daft Punk – Harder, Better, Faster, Stronger, основан на сэмпле песни Edwin Birdsong – Cola Bottle Baby.

Аналогично описанному способу написание музыки происходит и в Fl Studio, и во многих других программах. Основные отличия заключаются в расположении тех или иных функций в меню, а также в наборе стандартных эффектов, которые идут в комплекте с программой, и в самом интерфейсе. Конечно, есть еще множество нюансов, но новичку их знать не обязательно, да и не все будет понятно сразу.

Принцип обучения довольно прост: написать какую-то простенькую мелодию, в следующий раз попробовать ее развить, усложнить, усовершенствовать либо написать вторую, более интересную. Потом третью, четвертую. Конечно, вряд ли с первых попыток у вас получится шедевр, тем не менее, с каждой новой мелодией вы приближаетесь к тому, чтобы начать писать действительно годный материал, достойный внимания широких масс. К тому же по мере творческих поисков периодически у вас будут возникать вопросы типа: «Как получить более плотный звук баса?», «Как убрать этот раздражающий шум в таком-то инструменте?», «Почему гитары и синтезаторы не звучат вместе, заглушают друг друга, как с этим бороться?» и т. д. На каждый из этих вопросов можно найти ответ, несколько способов решения проблемы, различных по сложности, и в поисках ответов можно наткнуться на новые способы создания прекрасных звуков и музыки (инструменты, эффекты, технические приемы, творческие советы).

Сделать первый шаг на пути к творческой деятельности всегда сложнее всего, но как только вы увидите первые плоды своих трудов, осознаете, что у вас начинает что-то получаться, то поверите в собственные силы и поймете, что нет недостижимых высот. И, возможно, однажды вы окажетесь на одной сцене с вашими любимыми исполнителями.
Желаю вам творческих успехов!